Долг или свобода?

"Нет совести,  нет любви, нет чести-
нет и человека,
а есть животное- с мускулами, нервами,
со многими знаниями, но животное".
Губин В.Д.

Представьте, вы идете по берегу реки и видите, что тонут двое, причем заранее известно, что один из них -- знаменитый академик, а другой -- никому не известный слесарь. Кого вы будете спасать, если спасти сможете только одного?

Такой же вопрос был задан философом А. Толстых студентам в одном из вузов Москвы в 1970-х. Студенты очень долго спорили, а потом решили, что спасать будут академика, от него обществу больше пользы.

Получается, что подплыл к одному, спросил его - не академик ли он, извинился и поплыл к другому.
Cпасать надо человека, а не академика или слесаря, спасать надо - кого сможешь.
Кант делил все поступки людей па моральные и легальные (законные). Если, например, ты бросаешься и воду, спасая тонущего человека, но при этом знаешь, что тонущий очень богат и щедро тебя отблагодарит, -- твой поступок вполне законный, ты спасаешь человека, но этот поступок не имеет никакого отношения к морали.
Но если ты увидел тонущего человека и не знаешь, кто это, тебе не до этого, человек ведь тонет, да еще к тому же ты плохо плаваешь и вода ледяная, но ты должен помочь другому, не можешь не помочь - то это моральный поступок. это поступок, совершенный вопреки естественной склонности, поступок, направленный против самого себя. Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать сейчас о выгоде или о последствиях. Я должен поступить как человек здесь и сейчас.
Обычно долг воспринимается нами как очень скучное понятие, нам с детства прожужжали все уши: ты должен, ты должен! Однако Кант считал, что, только выполняя долг, человек становится свободным. Пусть я пострадаю, пусть я умру, а долг выполню. Выполняя долг, я могу пойти против себя самого, против законов природы. Но выше законов природы -- законы свободы. Если « дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти, я же могу пойти на смерть, но от своего слова не отрекусь. Ни одно животное не знает чувства долга, у любого животного сильнее инстинкт самосохранения (как и у многих людей, находящихся на уровне животного существования). Но что может быть прекраснее свободной воли человека, который, не считаясь ни со смертельными "опасностями, ни с угрозами собственному благополучию, стоит на своем, стоит выше законов природы.
В любом случае можно вырасти негодяем, можно оправдаться перед другими: не смог я этого сделать -- спасти тонущего или помочь ближнему -- слаб, был, струсил, опасно это, плoxo плаваю, собственных детей надо кормить, куда уж тут о чужих думать и т.д. Тебя поймут, простят, но сам ты себя никогда не сможешь простить, если у тебя есть совесть. Совесть -- это и есть показатель человечности.
Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для хороших, совершенных по совести. Ты почему бросился в воду и спас человека? Ты почему помог старушке перейти через дорогу? Нормальный человек обидится на такие вопросы. Да, не почему, по совести. Когда «не почему»,- тогда по совести. Просто ты не мог поступить иначе, потому, что ты человек.
Не верьте всему, чему вас учат, вам говорят, старайтесь докопаться до истины сами, найти правду и самосовершенствоваться. Не становитесь орудием в руках других, широко распахнув глаза, смотрите на все что происходит вокруг вас.
Человек должен быть только целью и никогда не может быть средством! Нельзя использовать человека, его жизнь, его здоровье ни для каких, даже самых благородных и возвышенных целей. Почти никогда в истории этот закон не выполнялся, всегда индивидуальную человеческую жизнь сильные мира сего во грош не ставили. Часто можно слышать: потерпите, пусть ваша жизнь скудна и лоза, зато следующие поколения будут счастливы. Но никогда, даже в мелочах, нельзя использовать человека как средство, для своей выгоды. Нарушая этот закон, мы убиваем в себе человеческое начало.
Кант писал, что 2 вещи в мире поражают и волнуют больше всего на свете: звездное небо над нами с его бесконечными пространствами и мириадами светил; и нравственный закон в человеке, делающий его свободным. Причем второе поражает намного и сильнее, ибо, выполняя нравственный закон, человек становится выше законов Вселенной.
Да, в мире торжествуют зло, насилие, ханжество, ложь, несвобода. Но это не должно лишать человека воли, не должно ослаблять его стремление к максимуму человечности. Живите так, как если бы были свободны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий